Кологод

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз

Кологод

Сообщение автор Волх в Сб Июн 20 2009, 17:46

Календарь славянских праздников. (красным отмечены наиболее важные праздники)

Карачун-Коляда(самая длинная ночь и 12 дней после нее) - праздник обновленного Солнца-Даждьбога, и зачатия природной плодородной силы, Ярилы. Начинается праздник в ночь на Карачун, самую длинную ночь в году, когда размывается граница между Навью и Явью, и становится возможным контакт с духами предков и природы, перевоплощение людей в зверей и обратно. Люди должны найти общий язык с этими духами и вместе помочь Солнцу выстоять в борьбе с темными силами Кащея-Марены, поделиться с ним своей силой. В эту ночь в домах гасят огни и возжигают из бадняка, части священного дерева, Живой Огонь, от него зажигают огненное колесо Ярилы, поднимая его на шесте, разносят новый огонь по домашним очагам, высекая из бадняка искры обновленной жизни. А поутру встречают обновленное Солнце, и проводят колядования в течение последующих 12 дней, сами Боги участвуют в Коляде, посещая вместе с ней каждый дом.

Турий день (окончание колядований, первая декада января) - праздник юного Тура-Хорса-Ярилы, в этот день проводятся юношеские инициации-испытания в честь этого Бога, чествуют юность, удаль и храбрость нового поколения, и чествуют Велеса, наставника юных охотников и пастухов, и приносят жертвы ему и зверью лесному, чтобы цела и здорова была домашняя скотина, чтобы сила дикого Тура проявилась в ней (перед началом отела). В этот день Велес людям подарил первому пастуху плеть, почитают пастухов и славят их покровителя, заключают с ними договор на работу с началом нового Лета. Прошедшему испытания-инициации вручается пояс Макоши, с родовыми знаками.
В этот же день впервые сажают ребят-трехлеток на коня.

Велесов день-Среча (середина февраля, время волчьих свадеб) - праздник единства человека и дикой природы, чествуют Велеса, который Зиму простоволосит, рогатую кичку с нее сшибает, и чествуют Лелю-Весну, что приходит в лютый мороз погостить на волчьих свадьбах. В эти дни женщины проводят опахивание против коровьей смерти и всякой нечисти, чтобы отвадить ее от жилищ. Волкам и дикому зверью приносят жертвы, чтобы скотину не трогали. В эти дни Велес посох подарил первому волхву, в честь их и Велеса Мудрого сказы и былины сказывают, и от него каждый может получить волшебный дар Веды, который будет в помощь в разнообразных делах, в решении личных и общественных проблем.

Кащей (Вий-Мороз-Чернобог) (последний день февраля в високосный год) - памятование борьбы Даждьбога с Кащеем-Вием-Чернобогом, праздник преодоления смертельной опасности и очищения от порчи и всякого дурного. Високосный цикл в четыре года соответствует четырем встречам Ивана-царевича (образ Даждьбога) и Кащея. На третий раз Кащей убил Ивана, а на четвертый, после своего воскресения, Иван победил Кащея с помощью горбунка (Хорса). Дабы год не был злым, в этот день можно делать ритуалы и заговоры на удержание равновесия, на сдерживающий уговор темных сил.

Первые заклички Весны (первая декада марта) - это праздник детворы и вьюниц, только их юная и добрая душа может призвать Весну. Под руководством старших женщин юные девицы и детвора выходят на горку, призывают птиц принести на крыльях своих Тепло, разбрасывают обрядовое печенье-жавороночков. А парни растапливают снег и устраивают разные игрища, катание с гор. Юные Боги Леля и Ярила должны набраться сил, чтобы растопить все снега, а потому в помощь им нужна поддержка младых русичей.

Масленица-Комоедица - праздничный цикл, включающий вторые заклички Весны и встречу предков, праздник победы Весны над Зимой, встречу Матери-Лады с Лелей и Ярилой, проводы-похороны Зимы, торжество рождения-сотворения-обновления Мира и всякой Жизни, провожание предков и почитание тотемного первопредка.
Празднование длится неделю-другую, начинается со вторых закличек Весны, с поминания-встречи предков, которые возвращаются с перелетными птицами. Масленицу отмечают, когда появляются перелетные птицы, а повзрослевший теленок отрывается от вымени, переходит на питание сеном, что дает изобилие молока на проведения праздника.
Наши предки в дни масленичной недели (которые перекрывали дни весеннего равноденствия) возжигали живой огонь трением и катали огненное колесо с горки. В противоборстве стенка на стенку, во взятии снежной крепости и кулачных масленичных боях, в лазании на столб и катаниях с гор парни делятся силой с юношей Ярилой, чтобы он окончательно растопил снега и скорее вступил в полную силу. Зарод, который содержится в снегах, выпавших зимой, должен войти в землю и прорасти новой Жизнью. Масленичную куклу побежденной Зимы-Марены, набитую соломой из дожиночного снопа, предают во время тризны Огню, отправляя ее с вестью к Светлым Богам в Ирий, что люди ждут их возвращения. Особо в эти дни чествуются молодожены первого года, над холостяками подтрунивают.
Завершается масленичный праздничный цикл провожанием предков, Комоедицей, почитанием-кормлением (а в глубокой древности - ритуальным поеданием) тотемного предка-медведя, хозяина леса и одного из воплощений Велеса, который открывает врата Сварги, Ирия, и передает на весенне-летний период бразды правления Яриле.
Мы отмечаем Масленицу, приурочивая к ней и Новолетие, в дни весеннего равноденствия (Ладодения).

Красная горка - Семарглов день (окончание снегогона-апреля - до первовсходов овса - первой декады мая) - праздничный цикл, включающий отмыкание Земли (освобождение Земли и источников от снегов), вьюношеский праздник Ляльник, Ярилу вешнего (первый выпас скота), чествование Стрибога, Сварога, Даждьбога, Семаргла и предков наших.
Открывается цикл третьим закликанием Весны, приглашением предков погостить. Женщины чистят источники, освободившиеся от снега, бросают туда пряжу, приглашают предков гостить, кормят кашей Ящера, а мужчины проводят первую пахоту под овес на освободившейся от снега Земле, идут на реку кормить рыбу-щуку и водяного.
На Ляльник девицы и вьюноши выходят на первые гуляния, водят хороводы и славят Лелю и Ярилу. Ярила вешний проводится, когда скот пора выводить на луга, а с появлением пчел чествуют Рода-Стрибога и Сварога, который подарил в эти дни людям плуг. В память Предков проводят ночь на курганах, избранным может открыться при том, согласно народной сказке, волшебный (волховской) дар, памятуют души Предков тризной и катают с курганов яйца, чтоб распространить плодородие, а по утру встречают Солнце Красное и славят Рода-Сварога, Даждьбога и Ярилу. Через огонь костра или очага почитаем Огонь Сварожич. В эти дни засылают сватов и играют свадьбы, чествуют молодоженов первого года. Ярилу и Семаргла чествуют в день первых всходов овса на пашне.

Русалии (конец мая - первая неделя кресеня-июня) - праздник Вил и Марены, Влаги Земной, начинается с чествования предков, которых приглашают погостить в дом, разбрасывая по углам дома свежие березовые ветки. Это также день памяти и общения с водными, луговыми и лесными навьями-русальими духами своего рода, согласно нашим преданиям русалками и русалами становятся те, кто умер преждевременно, не став взрослыми, или ушел из жизни добровольно. Женщины проводят тайные обряд, оставляя хозяйство на мужчин иногда на всю неделю. А имеющие детей, оставляют для русальих деток в поле или на ветвях у источников старую одежку своих детей, рушники, полотна. Надо задобрить русальих духов, чтобы не приставали к детям и другим родичам, чтобы способствовали плодородию наших полей, лугов и лесов, напоили их соками Земли.

Ярилин день (окончание Русальей недели, до середины кресеня-июня) - провожание предков и праздник плодородной мужской силы. В эти дни сеют лен. Погостивших предков провожают из дома, вынося березовые ветки. Ими же коллективно прогонят навьих духов с полей, когда русалки (иногда переодеты парни) шалят и пытаются увести за собой парней или девок. Использованные ветви пускают по воде или отправляют в Огонь (можно также сохранить до Купальского Огня). В этот день Даждьбог чашу людям подарил во имя Родства и приобщения к Благодатной силе своей, а Ярило научил людей делать напиток со своей Сурьей, скрепляющий нас в одно Содружество-Общину. На полях девки завивают березку и водят вкруг хороводы, поют вьюнишные песни, гадают на суженных, поют песни в честь льна и вьюна, в честь торжества силы ярой и плодородной устраиваются веселые игрища-гуляния вокруг вечернего костра, лазание на столб, буйные пляски до утра. В целях привлечения плодородия, и как обряд девичьей инициации у воды выстраивается ряд мужчин попарно, и самые юные девицы, идут по сомкнутым рукам к воде. А священнослужителей катают по полю на урожай. В некоторых местах Ярилин день смыкается с Купальской неделей, зачинает ее. В хороводах парни задирают девкам юбки, похищают березку, которую девки отстаивают, потом ее сжигают на праздничном огне.

Купало (летнее солнцестояние, последняя декада кресеня-июня) - праздник "огня и воды", любви, полноты жизненной силы и плодородия. Ярило отдает свою плодоносную силу Земле-Влаге, тризна по Яриле, соединение Земли-Матери и Небесного Огня-Сварога, умножение жизни. В этот день возжигают Живой Огонь, спускают горящее колесо к реке и отправляют его на плоту. Ввечеру девушки выбирают молодую березку, водят вокруг нее хороводы, зажигают огни, а парни подкарауливают в стороне, набрасываются и разрывают березку, потом ее ветки пускают по воде, а ствол предается огню. Пепел куклы Ярилы или березки захоранивается в горшке. Всю ночь водят хороводы, поют песни, устраивают игрища, прыгают через костер и проверяют прочность любовных пар, купаются в реке и утренних росах, собирают целебные травы, зачинают детей. Зачатые на этот день дети принимают имена Ярослав, Ярославна.
Поутру встречают Солнце-Даждьбога, смотрят, как играют его лучи.

Перунов день (конец червеня-июля, дни после сенокоса перед началом жатвы) - чествование Перуна, защитника Родной Земли, и воинской дружины. Перун в этот день подарил лук и меч (секиру) защитникам Родной Земли. Праздник у дуба, священного дерева Перуна. Проводят тризну в честь павших воинов (может быть принесено на заклание животное или птица для трапезы), воинские состязания, посвящение в воины, набор учеников в воинскую дружину.
Посвящаемым вручают в руки оружие.

Пожинки (первая декада серпеня-августа, окончание жатвы) - праздник окончания жатвы, чествование Земли-Матери и Велеса. На жатвенном поле оставляют нескошенный участок, его завивают в сноп ("бородка Велеса"), приносят ему в жертву кашу, мед, творог, квас-пиво. Женщины катаются по полю, чтобы частью своей силы поделиться с Землей-Матерью, которая одарила людей урожаем, чтобы сила Земли не иссякла. Последний дожиночный сноп торжественно, с песнями уносят домой и ставят в красный угол. Он используется в доме как оберег от болезней и напастей, а сжигают его на Масленицу (им наполняет куклу Масленицы).

Рода и Рожаниц или Таусень-Осенины (осеннее равноденствие, последняя декада вересня-сентября) - праздник урожая-плодородия, чествование Рода, Лады-Матери и ее детей, чествуют Макошь-повитуху. В этот день Небесная Лосиха-Рожаница спускается на землю с двумя лосятами, которые остаются, чтобы умножить звериную жизнь. Возжигается Живой Огонь, женщинами проводится ритуальный обмолот зерна и выпекание из этой муки обрядового хлеба, устраивается изобильное пиршество в честь Лады и Макоши, режут кур и телков, в дар Макоши приносят последний собранный сноп льна. Рожаничная еда - хлеб, каши, творог, меды, "добровонное вино", куры, телятина. Провожают перелетных птиц.

Макошье (конец листопада-октября-начало груденя-ноября)- праздник льна и окончания аграрного цикла, переход к зимним посиделкам и работам, чествуют Макошь-льняницу, Богиню судьбы и женского рукоделия. К этом моменту лен вымочен и обмолочен, поют песни, посвященные льну, работе с ним и проводят соответствующие обрядовые действия. Макошью предшествуют Дзяды, поминовения предков. На другой день зазывание на праздник начинает женщина с распущенными волосами, которая проходит через селение, зачин проводят у березы, приносят в жертву обрядовую кашу, творог, молоко, мед, в колодец (источники) бросают пряжу, потом собираются на дому и устраивают пение, пляски, игры и гадания.
В этом празднике присутствуют элементы похоронной обрядовости, по уходящей под землю плодородной силе.

Сварожье-Мороз (середина груденя-ноября) - праздник Небесного Кузнеца - Сварога, закрытие Сварги (прерывание живой связи между Небом и Землей). Землю сковывает от хляби мороз, влияние светлых Богов падает. Земля остается на попечении Велеса. Чтобы люди могли пережить тяжелое время, Сварог подарил им топор, искусство железоделанья и ремесла. Потому особо чествуют кузнецов, плотников и всех мастеров-умельцев. С этого дня и до Карачуна режут кур, а первых подают Сварогу в жертву. Девки снимают избу, устраивают братчину, иногда собирают ее по всей деревне, и в течение трех дней приглашают парней на гулянку, при том девушка-невеста считается за хозяйку в доме.
На вечерках - волшебные, страшные и игривые сказки, озорные игры с поцелуями.
Примечание: Мы отметили и Макошье, и Сварожье, как один из ключевых -- опорных праздников, и объединили их в одно целое, считая, что первый важнее для женщин, а второй для мужчин.



Марена (последняя декада груденя-ноября) - праздник прихода Марены-Зима, покрывающей землю снежным настом. Чествуют Марену, чтобы надежно укрыла снежным покровом Землю-Мать, чтобы не вымерзла она от Мороза. А там, где реки уже скованы льдом, кормят щуку, сделав первую прорубь.






avatar
Волх
Admin

Количество сообщений : 1038
Место жительства : Н.Новгород
О себе : Бродяга
Основа : Земля
Благодарности : 68
Дата регистрации : 2007-09-04

Посмотреть профиль http://spirit-of-magic.7forum.biz

Вернуться к началу Перейти вниз

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения